X
Меню
Контакты
Телефоны в регионах:
  • +7(812) 703-82-85
  • +7(905) 203-82-85

Сдать автокатализатор
Покупаем автокатализаторы дорого! Сдать автокатализатор
Телефоны в регионах:
  • +7(812) 703-82-85
  • +7(905) 203-82-85
Москва

Восстановление металлов платиновой группы из отработавших катализаторов при помощи XRF

Восстановление металлов платиновой группы из отработавших катализаторов при помощи XRF

С введением ужесточившихся экологических норм для автомобильной промышленности в отношении выхлопных газов, применение каталитических преобразователей стало обязательным, но так как любая система имеет свой срок эксплуатации, то и автокаты со временем приходится утилизировать.

Однако преобразователь выхлопных газов является носителем металлов платиновой группы (МПГ), что делает их рециклинг очень выгодным делом. Наиболее популярным методом анализа на содержание PGM в автокатализаторах считается технология рентгеновской флуоресценции или сокращенно — XRF.

Как известно, в катализаторе происходит химическая реакция, результатом которой становятся отходы выхлопа — угарный газ, окись азота и углеводороды, преобразующиеся затем в безобидные углекислоту, азот и Н2О. «Помогают» в этом процессе три металла из так называемой платиновой группы – непосредственно платина, родий и палладий. Именно этими металлами покрыта внутренность автоката.

Отметим, что мировой автопром выпускает тысячи моделей автомашин и на каждом из них установлен свой тип преобразователя угарного газа. На сегодняшний день разновидности автомобильных катализаторов исчисляются сотнями и потому в каждом из них содержание драгоценных МПГ разнится.

Также на содержание редких металлов в преобразователи влияет тип силового агрегата и горючее, которое применяется в автомобиле.

В среднем срок эксплуатации каталитического преобразователя в автомобиле составляет до 100-150 тысяч километров и по окончании ресурса это приспособление сдают для дальнейшей переработки. Больше всего платины и других критических металлов содержится в автомобильных катализаторах, выпущенных в конце прошлого столетия. Причем для легковушек содержание МПГ в катализаторе ограничено 1-2 граммами, а для грузовиков наличие драгметаллов в автокате достигает 12-15 граммов.

Важно помнить, что помимо экологических целей переработка автокатализаторов позволяет экономить природные ресурсы: в результате утилизации преобразователей МПГ можно использовать повторно. Примечательно, что лом катализаторов содержит больше платины, родия и палладия, чем металлосодержащая ископаемая руда.

Определить объем критических металлов, в том или ином отработавшем автокатализаторе, доступно двумя способами: при помощи «мокрой» химии и физическим, и если первый это довольно дорогостоящая и кропотливая затея, то физический способ широко используется в пунктах приема автокатов.

Отметим, что если в автомобилях 20-летней давности содержание платины, родия и палладия в катализаторах было примерно одинаково и для определения их массы достаточно было просто взвесить установку, то сегодняшнее разнообразие требует более тщательного анализа.

Самой распространенной и точной технологией анализа сегодня называют рентгено-флюоресцентный метод посредством мобильного XRF-анализатора.

К преимуществам XRF-анализа относится:

— высокая тщательность анализа, по сравнению с химическим способом

— быстрый результат (1-2 минуты)

— секундное определение монолитов, не несущих финансового интереса

— оперативная сортировка автокатов относительно наличия PGM.

Также анализатор XRF способен выявить наличие других металлов, которые содержатся в автомобильных преобразователях угарного газа.

Важно знать, что катализаторы бывают керамические и металлические. В первом случае при сдаче автоката в утиль, керамика разбивается и смешивается с другими преобразователями. Тогда как металл тоже измельчается, но затем при помощи магнита и специального порошка выделяются частицы драгоценных металлов. Таким образом, металлические катализаторы содержат большее количество PGM, чем керамические носители.

Измельчение носителей происходит до состояния 250 мкм, после чего образцы загружают в емкости и анализируют посредством XRF.

Спектральный рентгено-флуоресцентный анализ — это быстрый и надежный способ провести элементарное распознавание интересующих металлов, при сдаче-скупке катализаторов, а также их сортировку и оценку.

Читайте также: